Тамада – руководитель и украшение застолья. Как не допустить ошибок при выборе ведущего на свадебном торжестве.


Грузинское застолье – это богатейшие традиции, нарушать которые никому не позволено.

Их щедрость и самобытность, доброжелательность, обилие угощений, красивое пение и многочисленные тосты известны, пожалуй, во всем мире.

Одна из традиций – уникальный ритуал ведения пиршества, главная роль в котором отводится тамаде … - человеку уважаемому, достойному, не только владеющему искусством ведения застолья, но и знающему все его правила. Одним словом, тамада – это распорядитель и украшение стола.




До конца XIX века в русском литературном языке слово «тамадовство» в употреблении не находилось. Если обратиться к его истокам, то можно обнаружить, что впервые понятие “тамадовство” встречается в “Грузинско-русском словаре”, изданном в 1887 году Давидом Чубинишвили. Не встречалось оно также ни в арабском, ни в турецком, ни в персидском языках. Лишь в 1940 году слово “тамада” появилось в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Д.Н. Ушакова с пометкой, что оно заимствовано из грузинского языка.



Слово “тамада” вошло в обиход грузинского народа в глубине веков и затем без перевода было перенесено в языки соседних народов. При знакомстве с ритуалом грузинского застолья основное внимание представители других народов концентрировали на человеке, ведущем его, – на тамаде.



Многие пытались понять, что лежит в основе культуры грузинского застолья. Ответ на этот чрезвычайно интересный вопрос находят в Библии, в частности, в “Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова”.
Фактически все наставления Иисуса, изложенные в ней, легли в основу традиций ведения грузинского застолья. Понятно, что в Библии не упоминается слово “тамада” – в ней есть понятие “старший по пиру. В частности, в Священном Писании сказано: “Если поставили тебя старшим по пиру, не возносись; будь между другими как один из них”, то есть доступным, тактичным, внимательным.



В Библии же сказано, что первое слово за столом принадлежит “старшему по пиру” и что слово это должно быть лаконичным (”говори многое в немногих словах”), мудрым и глубоко осмысленным. Должен также во всем подавать пример сотрапезникам: умеренно пить, не словословить, вовремя и достойно завершить пиршество и спокойно отправиться домой.


Считается, что нарушение этих правил унижает человеческое достоинство и в первую очередь того, кто руководит застольем.


Кроме того, тамада должен, умело сочетая мудрые речи, остроумные тосты, красивое пение и умеренное потребление вина, создать за столом доброжелательную, легкую и веселую обстановку, одним словом, обеспечить неповторимую гармонию человеческого общения. Как видим, тамадой может быть далеко не каждый желающий, а лишь человек умный, достойный, наделенный талантом владеть пониманием окружающих.




Многовековые традиции, культура ведения пиршества, исторически сформировавшийся культ тамады накрепко переплелись с христианской верой, нашедшей благодатную почву на грузинской земле, которая по праву считается колыбелью мирового виноделия.

Обращаясь к порядку ведения застолья, остановимся на некоторых его деталях…

    



По древнему обычаю хозяин, пригласивший в свой дом гостей, сам должен взять на себя обязанности тамады. Если же по каким-то причинам, но обязательно уважительным, не может выполнить эту роль, то он предлагает ее одному из гостей или родственников.



Правда, лучше это сделать заранее, с тем, чтобы не попасть в затруднительное положение в случае отказа. Если же согласие получено, то избрание тамады закрепляется тостом с поздравлением и пожеланием успеха в исполнении почетных обязанностей. На большие празднества (свадьба, юбилей) тамада и его заместители (и такое бывает, когда очень много гостей и всех за один стол усадить не удается) выбираются, разумеется, с запасом времени, с тем чтобы у них была возможность подготовиться.

Ведение праздника – дело достаточно сложное и ответственное: нужно все время держать под контролем ход застолья, умело регулируя порядок за столом, мягко и осторожно пресекать любое его нарушение, следить за очередностью и содержанием тостов, не допускать многословия, перемежать тосты шуткой, к месту рассказанным анекдотом, короткой комичной историей. Наконец, тамада должен каждому уделить внимание и при этом никого, даже ненароком, не обидеть.


Великое искусство тамады – регулировать прием спиртных напитков, или как не допустить, чтобы гости быстро захмелели и нарушилось единство застолья. В то же время нельзя проявить чрезмерного усердия в ограничении потребления вина и таким образом обидеть человека. Как видим, очень многое зависит от искусства тамады, которое совершенствуется в течение многих лет.



Что касается тостов и порядка их произнесения, то здесь в основном все построено на импровизации. Но вместе с тем есть и некоторые правила. Так, первые, они же обязательные, тосты всегда несут нагрузку объединяющую. Это может быть тост-приветствие, поздравление со встречей, пожелание всеобщего благополучия, затем – тост-поздравление с празднуемым событием.



К числу главных относятся также тосты за здоровье родителей, за мир в семье, в коллективе, в общем окружении. После последних пережитых войн обязательным стал тост за мир в стране и мире. Всегда с благодарностью вспоминают своих учителей, отсутствующих друзей и всех доброжелателей. После главных тостов начинается импровизация, особенно это качается так называемых персональных тостов. В этом случае тосты за наиболее уважаемых гостей стараются предложить ближе к концу застолья, но при условии, что гости еще хорошо сохраняют форму и внимание.


Одним из последних поднимают бокал за тамаду и благодарят его за прекрасно проведенное застолье. Завершающий тост в большинстве случаев поднимают за Святых, оберегающих и защищающих каждого из участников застолья, за хозяев, которых благодарят за гостеприимство и которым желают счастья и здоровья.




+7 (909) 713-66-77
https://new.vk.com/izhsvd